Квітень 29, 2011 0 888 Переглядів

Зарождение пятидесятничества в Закарпатье

Центром проповеди и миссии он избрал с. Заречье (теперь Иршавский район), расположенное в географическом центре Закарпатья, оттуда он распространил свою деятельность на села: Великие Комяты, Рокосово, Медяница, Ключарки, Великие Лучки и г. Мукачево; также действовало много домашних очагов по всей области.

В то же время с 1933 по 1934 г. в северо-западном Закарпатье (Великий Березный, Перечинский и Ужгородский районы), т.е. восточной Лемковщине или «Верховине», как эту местность называют туземцы, из США для миссионерской деятельности приехал П. Чижмарь.

В восточное Закарпатье в этот период с 1935 г. в с. Великий Бычков из Чехии для ведения миссионерской деятельности приезжает Людвиг Рейхр. Чех по национальности, принадлежал к церкви «Чешская братская община», которая своими корнями достигала церковной традиции, основанной Яном Гусом.

Он основал церкви в селах В. Бычков, Русское Поле, Вышково и др. В частности, в В. Бычкове он имел около сотни сторонников, а в Волосянке – где-то около 150 человек, а также многие группы по всему краю. В своем труде он использовал различные методы: от устной проповеди слова до физической помощи местным жителям, путешествовал от церкви к церкви пешком, иногда преодолевая расстояния до 200 км.

Роковым стал 1938 г., когда фашистские режимы Германии и Венгрии расчленили Чехословакию. Закарпатье после многодневной независимости становится снова частью Венгрии, как это было последнюю тысячу лет. Именно по этой причине пришлось покинуть край большинству миссионеров. Для Украины вообще Вторая мировая война началась с завоевания Закарпатья Венгрией, а для евангельского движения в Закарпатье это время стало первым испытанием, а также первым шагом к самоопределению.

Видя в «Чешском братском сообществе» угрозу своей безопасности, венгерский оккупационный режим предложил молодым общинам присоединиться к баптистскому объединению Венгрии, или самоликвидироваться.

Последователей А. Мешко в центральном Закарпатье начали называть «сальвиштами» (от англ. Слова «salvation» – «спасение», или «Salvation Army» – «Армия Спасения»). Общины росли и развивались и после отъезда Мешко, который вновь в 60-х годах был в Закарпатье, хотя за пределы Ужгорода его не выпускали. Говорят, что в один вечер его «похитили» и повезли в с. Заречье.

Венгерская оккупационная власть лояльно обращалась со сальвиштами, чем с «Чешской братской общиной», а также, несмотря на запрет публичных собраний, раз в неделю, в воскресенье с 10 до 12 час., позволяла общинам собираться на богослужения, а к венгерским баптистам даже не предлагали присоединяться. Но в конце войны всех верующих мужчин из с. Великие Комяты под рекомендацию местного униатского священника направили в с. Лисичево на лесоповал, в наказание за измену вере. Местные жители также вначале не очень толерантно относились к сальвиштам, обвиняя их в измене «отцовской веры», иногда могли плевать в лицо или бросать камнями.

Первое водное крещение по вере в сальвиштских общинах произошло в начале 1940 г. на г. Иршавка, почти десять лет после их основания, что также было результатом Библейских исследований местных жителей.

С 1945 г. Закарпатье входит в состав Украинской СССР как 23 область. А в 1946 г. власти предприняли попытку присоединить общины «свободных христиан» края к вновь созданному Союзу ЕХБ. В январе того же года в Закарпатье прибывает Андреев А. и Иванов И., уполномоченные ВРЕХБ, по УССР с целью организации и проведения так называемого объединения евангельских христиан-баптистов с общинами свободных христиан. Юридически же объединением «свободных христиан» и закарпатских баптистов с Союзом ЕХБ СССР стала «Мукачевская конференция», которая длилась с 22 до 24 февраля 1946. Согласно заключительному акту «О присоединении всех общин свободных христиан Закарпатья в Союз ЕХБ» было решено включить 56 религиозных общин и групп баптистов, которые насчитывали около 1 600 членов и 25 общин свободных христиан с 700 прихожанами.

В это время в с. Рокосово, возле г. Хуст, бывшей столицы Закарпатской Украины, местная община, прочитав 2 раздел книги Деяний Святых Апостолов, начала поститься и молиться, прося от Бога Духа Святого. В водовороте этого движения девушка по имени Анна заговорила на других языках. Она провозгласила, что это возможно для всех. После этого большинство общины также заговорило на других языках. Анну объявили пророчицей. Начались духовные проявления глоссолалия, исцеление и пророчества. Богослужения продолжались круглосуточно, даже началось паломническое движение в с. Рокосово из окрестных сел. Так, в 1950 в реке Тисе приняло крещение около 100 человек с с. Рокосово и окрестных поселений. К сожалению, молодая община не имела ни достаточного духовного, ни богословского опыта со сверхъестественными духовными проявлениями, и в ней произошел раскол.

Первым, кто активно начал проповедовать «пятидесятницу» в Закарпатье, был Хомицевич Александр (Саша в братском кругу). Он родился в Молодечное, что в Беларуси. Покаялся он в «славном» Сухобезводном через свидетельство Кынива И. и Поповича Ю. Эти молодые ребята в 1947 были призваны в советскую армию в танковые войска, дислоцированные под г. Бердичев, там за отказ в принятии присяги сосланы в Сухобезводный в 1948 г., где они работали на лесоповале в нечеловеческих условиях. Здесь они знакомятся с Хомицевичем и обращают его к Богу.

Впоследствии во второй половине 50-х г. А. Хомицевич переезжает в Закарпатье в с. Заречье, на родину давнего друга Кынива И. Здесь он начал собирать домашнюю группку для бесед и молитв, это были в основном «свободные христиане». Во время одной из этих встреч в 1959 г. Попович Анна Ивановна первой в с. Заречье получила крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках. С этого времени Хомицевич вместе с Кынивым начал проповедовать Духовное крещение на самых западных территориях СССР. Уже в конце 50-х годов ХХ в. были люди, крещенные Святым Духом, в селах: Великие Комяты, Заречье, Великие Лучки, Рокосово.

В 1958 г. – Хрипта Иван Андреевич, впоследствии первый епископ Церкви ХВЕ Закарпатья, едет на заработки в Донецкий край. В то время он, еще формально верующий, решает отыскать баптистскую церковь, так как это были для него близкие по вере христиане, и неожиданно для себя знакомится с практикующим пятидесятником. На вопрос, знает ли он, кто такие пятидесятники, ответил, что слышал о десятниках, т.е. тех, которые принимают десятину, а эти, наверное, забирают все пятьдесят процентов прибыли. Конечно же, улыбнувшись, собеседник возразил, что это те, которые говорят на разных языках. Посетив служения, Иван Андреевич понял, что это та церковь, которую он всегда искал и, получив духовное обновление и крещение в Духе Святом, в 1959 г. вернулся в родительский край, в родное село Великие Комяты, где уже существовало отдельное пятидесятническое собрание, насчитывавшее до 40 человек.

Материал подготовил Михаил ХРОМЯК, выпускник Львовской Богословской Семинарии, преподаватель ЛБС.

Попередня Служение отдела благовестия
Наступна Попович Юрий Михайлович

Вам також може сподобатися

Новини регіонів

Ігора Луціва рукопоклали на пресвітерське служіння

5 червня в церкві ХВЄ м. Надвірна відбулося святкове богослужіння. В травні 2009 року пастор церкви м. Надвірна Михайло Скибновський з сім’єю змінив місце проживання. Після того з благословення єпископа Юрія Веремія, братерства та місцевої церкви диякона Ігора Луціва було поставлено на випробувальний термін в сані пресвітера.

Новини регіонів

450-річчя Пересопницього Євангелія у Новому Дворі п’ятидесятники та православні відзначили разом

450-річчя Пересопницького Євангелія стало чудовим підґрунтям для поширення Доброї Новини в містах та селах. Євангелізаційний захід з цієї нагоди відбувся у поселенні Новий двір міста Рівне.

Новини регіонів

«Хмельницький – за сім’ю!» – сімейний фестиваль об’єднав хмельничан   

17-19 травня у м. Хмельницькому пройшов традиційний фестиваль «Всі разом