Евангельское движение на Днепропетровщине
Ситуация осложнилась с началом Первой мировой войны. В пределах Российской империи начали выявлять немецкие элементы. Как указано в документах, большую роль в распространении учения сыграли немцы Андрей Фризен и братья Яков и Генрих Генрихсы, проживавшие в Лошкаривской и Новопокровский волостях. Вот как об этом указано в документе: «Последние на построенные несколько лет тому назад в селе Томаковка Камышеватской волости молитвенные дома дали кроме строительного материала 600 рублей деньгами пресвитеру села Томаковка Антону Иванову Ефименко, а чтобы получить разрешение на постройку дома, сектанты по совету Генрихсов поступили так: первоначально построился весь дом, как жилое помещение на имя Льва Хрипко, а по окончании штундисты совершили нотариальный акт на следующих лиц: Антона Ефименко, Ивана Ведмедя, Андрея Сетченко и Льва Хрипко”. Как вывод, в документе указывалось: «Мне лично неоднократно приходилось наблюдать, насколько томаковские штундисты симпатизируют германцам, что даже относятся с недоверием ко всяким газетным сведениям, описывающим зверства германцев по отношению к русским. Полагал бы необходимым произвести тщательные обыски у Генрихсов и Андрея Фризена, у которых, как я полагаю, имеется компрометирующая их переписка, могущая документально разоблачить их вредную деятельность для Русского Государства. Донося об изложенном на распоряжение Вашему Высокоблагородию, прошу ходатайствовать перед Господином Начальником Губернии о закрытии хотя бы на время военных действий двух Томаковских сектантских молитвенных домов, так как сектанты томаковские есть насаждение Германией — во вред русскому государству — германизма. Пристав Нечипоренко. 29 апреля 1915 года № 130».
Результатом этих обвинений стало закрытие церкви в январе 1915 года на срок пребывания Екатеринославского уезда на военном положении и наказание лидеров общины: «Главный Начальник Одесского Военного Округа и Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной деятельности стоящих во главе общины сектантов-баптистов в селе Томаковка, Екатеринославского уезда, крестьян Ивана Митрофанова Ивахненко, Антона Иванова Ефименко, Льва Моисеева Хрипко постановил: 1) на основании п. 17 ст. 19 [приложения] к ст. 23 т. II Св[ода] Общ[их] Губернских Учреждений проповедников Томаковской Общины евангельских христиан-баптистов Ивана Ивахненко, Антона Ефименко и члена той Общины Льва Хрипко выслать в Енисейскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении и 2) на основании п. 11 ст. 19 того же закона, существующую в селе Томаковка Общину евангельских христиан-баптистов закрыть на все время состояния Екатеринославского уезда на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие для сведения». Вскоре подобная участь постигла и немцев, которые спонсировали строительство: «Главный Начальник Одесского военного округа Генерал-Губернатор, рассмотрев дело о вредной для государственного порядка и общественного спокойствия деятельности на почве насаждения баптизма немцев-поселян Екатеринославского уезда: хутора Корнеевки — Генриха Юдиусова Генрихса и Якова Юлиусова Генрихса, села Мирополя — Андрея Андреева Фрезе и села Павловка — Петра Фрезе и Петра Излера, 19 текущего августа постановил: на основании п. 17 ст. 19 прилож. к ст. 23 т. 2 Св. Общ. учр. губ., выслать упомянутых Генриха и Якова Генрихсов, Андрея и Петра Фрезе и Петра Излера в Иркутскую губернию под гласный надзор полиции на все время состояния Одесского Военного Округа на военном положении. Об этом уведомляю Ваше Высокоблагородие, в следствие отношения от 5 сего августа за № 4324, для сведения».
В результате закрытия церкви от общины отошла часть членов, среди них в документах указано имя Ефима Скирды. В результате войны и бурных 1917-1919 годов церковь несколько уменьшилась и на 1924 год составляла 311 членов. Судьба сосланных лидеров пока неизвестна. После 1915 года не наблюдается немецкого элемента в жизни церкви. Согласно воспоминаниям, в 1916 году, с окончанием военного положения, регистрация Церкви была восстановлена, а пресвитером стал Михаил Сисоевич Мокиенко (1892-1929).
В 1924 году началось движение Духа Святого, которое изменило дальнейшую судьбу не только томаковской церкви, но и всей области.
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЕ
Днепропетровская область – центральная часть Украины, занимает второе место по численности населения. Всего проживает 3 423 919 человек.
Днепропетровск – один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Днепропетровск – это родина известнейших людей страны, и что самое главное, это родина многих христиан, которые стояли у истоков движения пробуждения XX столетия.
Кристаллизация евангельского учения происходит в середине XIX века. На фоне девальвации прежней системы ценностей, обусловленной кризисом влияния на общество традиционных церквей – православной, католической, лютеранской, происходит развитие так называемых сектантских (оппозиционных традиционным церквям) движений: христоверия, духоборства, дурачества, штундизма.
Генезис евангельского движения на Екатеринославщине (Днепропетровске) приходится на 60-е гг XIX века. Такое раннее датирование связано со следующими предпосылками:
1. Специфический этно-национальный состав населения Екатеринославщины:
а) именно сюда были переселены или переселялись по собственному желанию инакомыслящие и «бунтари» религиозного толка (духоборы, молокане и др.);
б) большую часть населения региона составляли немецкие колонисты, принадлежавшие к различным вероисповеданиям, но преобладали лютеране и меннониты. В среде последних в середине 19 в. было заметное духовное оживление.
2. Реформа 1861 г. принесла крестьянам личную свободу, но не землю. Крестьяне были вынуждены наниматься на заработки к зажиточным хозяевам, в частности к меннонитам, и часто принимали веру своих хозяев. Религиозное и моральное состояние населения региона, которое отмечалось упадком и пренебрежением основными духовными нормами.
В 1875 г. в с. Александро-Софиевка возникла первая на территории области баптистская церковь. Ее основателем стал Петр Лысенко, который работал батраком в меннонитской колонии Фриденсфельд, вблизи г. Никополя. Через чтение Евангелия П. Лысенко пришел к сознательной вере в Бога и принял крещение по вере. В 1876 г. в селе уже состоялось первое крещение по вере. Движение распространилось по соседним селам, и к 1905 г. на Екатеринославщине насчитывалось 10 общин, причем, в том году в губернском центре община насчитывала около 80 членов.
Несмотря на перманентные гонения в имперские времена, движение укреплялось и консолидировалось. Одним из признаков стал съезд евангельских христиан 1909 г. в Екатеринославе, который стал частью будущего учредительного съезда евангельских христиан в Петербурге.
В период с 1905-1917 гг . количество членов евангельских и баптистских общин на Екатеринославщине выросло на 2 тыс. человек, а количество самих общин на 32. В целом же к 1917 г. в губернии существовала 51 община с общим количеством членов более 3 тыс.
Несмотря на установление советской власти, первое десятилетие оказалось благоприятным для распространения движения. Несмотря на социально-политические и экономические потрясения, прирост членов в евангельском движении составлял 15%, что объясняется активной миссионерской работой.
С приездом И. Воронаева в Одессу в 1921 г. в Украине начинает распространяться учение о Крещении Святым Духом. Чувствительным сегментом относительно нового движения станут прежде всего евангельские ячейки на Днепропетровщине. В 1922 г. Дух Святой нисходит на верующих в Лозоватке, Глеюватци, Пятихатках, в 1923 г. – в Кривом Роге, Екатеринославе. В 1924 г. движение распространяется на Никополь, Томаковку, Синельниково. В 1926 г. на региональном уровне заметно разграничение между «трясунами» и евангельско-баптистскими общинами.
В целом, пятидесятническое движение на Днепропетровщине в советскую эпоху прошло следующие этапы:
- 1922-1929 гг . Формирование движения и его присоединение к центру в Одессе. Региональными лидерами крестившихся Святым Духом становятся Г. Понурко, Р. Ветер, В. Абрамов, Д. Пономарчук, Н. Бут, М. Корниенко, М. Мокиенко. Именно эти братья занимались формированием общин, стремились к их регистрации в государственных органах, принимали участие в съездах христиан евангельской веры.
- 1929-1941 гг . Это время жестоких преследований верующих, когда все общины движения ХЕВ, согласно постановлению ВЦИК 8 апреля 1929, были поставлены вне закона. Большинство лидеров было арестовано, а служения происходили в глубоком подполье. По разным данным, количество общин и численность в них верующих сократились в этот период от 30 до 50%.
- 1942-1945 гг . В годы войны оккупационные власти не ограничивали относительно отправления религиозных потребностей «сектантами», которые возобновили проповедь Евангелия. ХЕВ с разрешения немцев создали собственный епископат, а центр движения в 1942 г. был перенесен из Одессы в Днепропетровск, где находилась канцелярия епископа Г. Понурко. Кроме того, региональными центрами ХЕВ в области стали Днепродзержинск (Д. Пономарчук), Кривой Рог (Ф. Шокало), Пятихатки (А. Бидаш). Всеукраинский совет ХЕВ был переименован в «епископальную церковь ХЕВ», а руководящий орган назывался «епископальная коллегия». Всего в период оккупации в Днепропетровской области действовало 37 общин пятидесятников с общим количеством верующих до 3 тыс. чел. По неполным данным, на 1945 г. в области осталось 17 действующих общин.
- 1945-1989 гг . С восстановлением советской власти и осуществлением ею объединения евангельских движений именно руководители ХЕВ с Днепропетровщины подписывали августовское согласие 1945 года. Впрочем, соприкоснувшись с проблемой невозможности свободно практиковать особенности собственного вероучения, часть общин во главе с подписавшим соглашения А. Бидашем стала в 1947 г. инициатором движения за восстановление собственно пятидесятнического союза. Именно на Днепропетровщине, в Днепродзержинске, происходил в 1948 г. съезд, призванный консолидировать незарегистрированные общины, завершившийся арестом и длинными сроками заключения для его делегатов. Впрочем, в течение указанного периода в области стабильно существовали 20-25 сообществ, которые не стали частью ВРЕХБ и постоянно подвергались давлению со стороны Совета по делам религиозных культов и спецслужб. Центрами незарегистрированного движения были Пятихатки, Кривой Рог, Марганец и с. Цыгановка Синельниковского района. Большая часть общин , крещенных Духом Святым , была в составе ВРЕХБ, а старшими пресвитерами в указанный период были Н. Мельков, Г. Понурко (от ХВЕ), М. Галенко, М. Цуман.
С 1989 г. начинается консолидация пятидесятнических общин по созданию собственного союза. На территории Днепропетровщины ее осуществляли пресвитер Ф. Папроцкий и в прошлом лидер незарегистрированных общин Ф. Саган. В 1990 г. общин восстановленного союза ХВЕ насчитывалось около 25. Часть крещенных Святым Духом отказалась идти в союз , и г. Кривой Рог стал центром Объединенной Церкви ХВЕ в Украине. С 1993 г. служение старшего пресвитера в области несет М. Мокиенко, а областное объединение насчитывает около 60 общин (44 из них зарегистрированы) и 6 тыс. членов в них. Центрами движения является Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Апостоловский район. Около 50 общин в области насчитывает ОЦХВЕ. Функционирует множество новых пятидесятнических и харизматических церквей.
Даже беглый обзор истории позволяет констатировать факт, что Днепропетровщина стала эпицентром многих событий в истории евангельского движения, а именно: период становления, времена немецкой оккупации, генезис незарегистрированного движения пятидесятников.
Вам також може сподобатися
Служителі з Чернівеччини разом з місцевими служителями відвідали прифронтові села Запорізької області (ВІДЕО)
26 березня єпископ Андрій Лисенко, разом з командою служителів Чернівецької
Пробудження у Будимлі
«Багато може посилена молитва праведного» – говорить Біблія. У невеличкому
У березні київські церкви розпочали низку водних хрещень (ФОТО)
Два тижні поспіль Київські церкви проводять водні хрещення. Так, у